Сборник упражнений для запуска речи у малышей.
Остановимся на конкретных упражнениях, которые помогают запустить речь и улучшить звукопроизношение.
В раннем возрасте речь характеризуется достаточно бедным словарным запасом, употреблением облегченных слов, отсутствием или искажением отдельных звуков.
Одной из причин является недостаточно развитый в силу возраста речевой аппарат и слабый речевой выдох.
Существует достаточно большой и разнообразный арсенал развивающих упражнений, игр и методик.
Для начала начните с дыхательных игровых упражнений. Они направлены на тренировку длительного речевого выдоха.
Варианты игр:
· Дуем на кусочки бумажной салфетки, ваты.
· Через трубочку дуем в воду — пускаем пузыри
· Задуваем свечи — конечно, под строгим контролем взрослых!!!!!
· Делаем пособия на ниточках – бумажные бабочки, тучки, снежинки, и дуем на них
· Пускаем кораблики с бумажными парусами из пластиковых стаканчиков в миску с водой и дуем в паруса
· Показываем «ветерок» — дуем через рот, имитируя лёгкий весенний ветерок.
· Сдуваем с поверхности пёрышки, шарики для пинг-понга.
Артикуляционные упражнения для развития и укрепления речевого аппарата
1. Игры с различными звуками: цокаем как лошадка, сопим как ёжик, чмокаем – имитация поцелуя (упр.: «Поцелуй маму»).
2. Развиваем артикуляционные мышцы:
· Надуваем пузырь щечками, лопаем ладошками.
· Показываем язычок – дразнимся/ язычок выглянул из ротика и спрятался обратно
· Показываем зубы – упр.: «У кого есть зубки?»
· упр.: «Лакаем молоко» как кошка.
Звукоподражание с повторами — полезно делать в разных темпах:
Как машина гудит? Би-би-би!
Как коровка мычит? Му-му-му!
Как барабанчик стучит? Та-та-та!
Как мама песенку поет? Ля-ля-ля!
Как курочка зерно клюет? Клю-клю-клю!
Как дудочка дудит? Ду-ду-ду!
Музыкальные игры, стимулирующие запуск речи
Когда дети пропевают звуки, слоги и слова, им легче заговорить.
1. Игры с использованием детских музыкальных инструментов, где звуки дублируются словом:
Тук-тук-тук! (Клавесы, ложки, барабан)
Ля-ля-ля! (Металлофон)
Динь-динь! (Колокольчик)
Как-кап-кап ! (Треугольник)
Бум-бум-бум! (Бубен)
2. Песенки- звукоподражания «У бабушки Натальи было 7 утят», «Гуси-гуси», «Есть у нас лошадка Игогошка», «Ква-ква, так говорит лягушка».
3. Песенные артикуляционные разминки Е.Железновой «А мы скажем вместе с мамой», «Ну-ка повторяйте» и др.
4. Простукивание на бубне простых слов и имен.
5. Игры с последовательной передачей по кругу музыкальных инструментов «НА!» «ДАЙ!».
6. Танцы с простейшими словами, дублирующими движения:
· Топ-топ;
· Хлоп-хлоп;
· Прыг-прыг;
· Бип-бип (Нажимаем на носик)
· Туда-сюда (Повороты корпуса)
· Вверх-вниз (Ручки с бубенцами или султанчиками)
Эффективные игры с дидактическим материалом увеличивающие пассивный словарь
1. Прятки игрушек под платочком
2. Упр.: «ДАЙ!» (По инструкции педагога ребенок дает игрушку заданного цвета, формы или размера)
3. Упр.: «ПОКАЖИ!» (Взрослый знакомит с новым предметом, показав его на картинке, затем малыш ищет продемонстрированный предмет у себя на раздаточных листах и показывают пальчиком или накрывают ладошкой) Можно использовать игру «ЛОТО».
4. Сортировка по цвету, форме или размеру (Например, Мишке собираем красные шарики, а Зайчику желтые).
5. Ищем в сенсорном тазике спрятанные фигурки (животных, игрушки, посуду, кумушки разных цветов) — ребенок находит, взрослый называет.
Пальчиковый массаж и пальчиковые игры
Многие педагоги любят говорить: «Речь находится на кончиках пальцев!»
В семидесятых годах XX века физиолог Марионелла Максимовна Кольцова проводила исследование в детском доме. Она доказала, что в экспериментальной группе детей, с которыми проводились упражнения на развитие мелкой моторики, речевое развитие было значительно выше, чем у детей, с которыми не проводились такие занятия.
Это так, но лишь отчасти. Большинство современных неврологов и логопедов склоняются к мысли, что не сами упражнения явились определяющим фактором развития речи, а непосредственное общение педагога с детьми способствовало развитию речи у исследуемых детей.
К тому же речевые центры, которые находятся в непосредственной близи к моторным центрам в головном мозге, созревают к 3-4 годам. Поэтому стимулировать их, надеясь лишь на развитие мелкой моторики в раннем возрасте не стоит.
Однако развивать мышцы пальчиков с помощью мягкого массажа («Ладушки, «Сорока-ворона»), а также тренировать ловкость посредством простейших движений полезно и нужно.
У детей с речевыми нарушениями очень часто наблюдаются нарушения координации движений, мышечные зажимы, моторная неловкость. Упражнения под ритмичные стихи или пение, расслабление и наоборот движения с пальчиками, помогают подготовить ребенка к моторному планированию, тренируют мышечный тонус, помогают ребенку испытывать эмоциональный отклик в упражнениях.
Игры на развитие слухового восприятия
Неразвитое слуховое восприятие влияет на развитие речи. Ребенок не способен внимательно и сосредоточенно слушать и слышать и, соответственно, плохо воспроизводит звуки. Если ребенок хорошо различает неречевые звуки – фонематический слух (способность различать звуки речи) будет развиваться автоматически.
Игры на развитие слухового восприятия:
· Упр.: «Угадай, что звучит»
· Упр.: «Жмурки»
· Упр.: «В какой руке звучало»
· Упр.: «Быстро-медленно»
· Упр.: «Громко-тихо»
· Упр.: «Справа-слева» (после 2 лет)
· Упр.: «Если звучит бубен прыгаем, если треугольник, хлопаем в ладоши (с 3 лет)
Вкусные игры ))
· Облизываем губки – варенье, мед
· Высовываем язычок – возьми ягодку, конфетку, и убираем в рот на язычке ягодку/конфетку
· Облизываем чупа-чупс или петушок на палочке – тянемся к нему язычком вверх, вниз, вправо, влево
· Макаем кончик язычка в сахар или декоративную сладкую обсыпку и пробуем по заданию донести на язычке до рта, внутренней стороны щечек, нёба
· Проводим язычком различные дорожки на подносе с сахарной пудрой
· Вытаскиваем заранее воткнутые кусочки сладких палочек из яблока или апельсина.
Тренировка «осознанного моторного планирования»
Моторное планирование — это способность представлять, организовывать и проводить последовательность непривычных действий.
У большинства детей с речевыми нарушениями есть дефицит моторного планирования.
Процесс звукопроизношения требует от ребёнка сложного моторного планирования. Ребенок должен осознанно контролировать движения артикуляционного аппарата до тех пор, пока произнесение тех или иных звуков не станет навыком.
Что необходимо для развития навыка моторного планирования?
· Регулярность занятий
· Новизна и проработка тех движений, которые еще не автоматизированы
· Выполнение по инструкции заданий.
Для эффективной тренировки моторного планирования необходимо в каждое развивающее занятие включать упражнения с непривычными моторными действиями, которые не автоматизированы у детей и выполняются по инструкции педагога.
Например:
· Сортировка, но не пальчиками, как привычно, а пинцетами, или ложками или другими предметами, помогающими осуществить захват
· Использование двух рук сразу.
· Использование НЕ ВЕДУЩЕЙ РУКИ для выполнения задания.
· Работа по инструкции педагога или взрослого (сначала красная бусина, потом желтая бусина и т.д.).
· Двигательные упражнения по показу, а не заученные и выполненные много раз.
· Замена привычных движений на новые и изменение темпа и ритма.
· Любые задания с использованием новых инструментов, материалов, задач.
Моторное планирование связывает идею и ее моторное исполнение. Для осуществления моторного планирования требуется произвольное внимание и моторная ловкость.